МБДОУ – "Детский сад №179"

Занятия по подготовке детей  к обучению грамоте

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка.
       В течение года дети будут учиться вслушиваться в звучание слов. Они будут учиться узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
     На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
   Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.
   Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
   Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:
согласный – синийгласные звуки – красный цвет
   Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
   Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
                           
    Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха

  • «Угадай-ка»(Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)

  • «Длинное – короткое»(Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).

  • «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.
  • «Поймай песенку» Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. Д
  • «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
  • «Измени слово».Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
  • «Мягкий – твердый».Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
  • «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и)  – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
  • «Поймай нужный звук хлопком».Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове –  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .То же с любыми другими звуками Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
  • Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  • “Произнести по порядку все звуки в слове”.Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • мин науки и высшего образования РФ
  • официальный сайт барнаула
  • российское образование
  • дети онлайн
  • результаты оценки
  • информационные системы
  • спас экстрим
  • портал обр услуг
  • сетевой край
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • комитет по образованию Барнаула
  • единое окно к обр услугам
  • МО АК
  • Рособрнадзор
  • профсоюз
  • портал персональные дети
  • заблокируй вредный контент
  • Минпросвещения
  • сайт АК