«Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций»
- Пояснительная записка
Семья это – первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Под уважительным отношением старших дошкольников к семейным традициям мы будем понимать направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольных организаций ставят перед нами задачи, условия для их реализации и направления развития личности дошкольника. Одним из таких направлений является социально-коммуникативное, именно в нём реализуется приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.1. Цель данной рабочей программы – воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства, через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
1.2.Задачи программы.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношение к семейным традициям,
- Пробудить интерес к изучению семейных традиций;
- Создать благоприятные условия для воспитания чувства ответственности и гордости за свою семью.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
1.3.Принципы и подходы к организации образовательного процесса.
Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:
- организации комплексной образовательной деятельности по изучению семейных традиций;
- образовательного сотрудничества детей и взрослых;
- создание образовательной среды, способствующей социально-личностному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
При работе учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, склонности и интересы, запросы, рекомендации примерной Программы, реализуемой в ДОУ.
1.4 Методы и приемы.
- информационно – рецептивный метод,
- словесный метод,
- наглядный метод,
- практический метод,
- игровой метод.
1.5 Структура Программы.
Программа разработана на 2 года по возрастным группам:
– 5-6 лет – старшая группа;
– 6 – 7 лет – подготовительная группа.
1.6 Этапы реализации.
1 этап – организационно – диагностический (октябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе был разработан паспорт программы, определились его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации программы участниками стали воспитанники группы №8, родители и воспитатель. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап – формирующий (ноябрь-март).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самой программы, в рамках которого идёт работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми были проведены занятия по программе, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме программы, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап – обобщающий (май).
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя, открытое занятия. Организация выставки творческих работ детей.
1.7 Предполагаемые результаты.
1 год:
Разработка планов-конспектов занятий по теме «Моя любимая семья», «Добрая, милая мама», «Я и моё имя», «Семейное увлечение», «Я и папа, бравые солдаты», «Моя мама», «Семейные традиции и реликвии», «Выходной день моей семьи».
- (викторины; игры-путешествия).
- Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством организации центров: наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
– Дети приобретут знания о семейных традициях, и праздниках;
– Научатся чтить и хранить свои семейные традиции;
– Дети узнают, откуда произошли их имена;
– Укрепят внутри семейные связи;
– У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;
2 год.
Разработка планов-конспектов занятий по теме «Моя семья», «Наши имена», «Моя родословная», «Откуда произошла моя фамилия», «Герб моей семьи», «Моя мама лучшая на свете».
- (викторины; игры-путешествия).
- Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством организации центров: наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
– У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
– У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;
–Продолжать использовать «метод поиска»;
– Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;
– Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.
Родители:
Установление доверительных и партнерских отношений, повышение педагогической культуры и активности участия родителей в мероприятиях детского сада.
Раскрытие творческих талантов детей и их родителей.
1.8 Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций» целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:
Старшая группа.
1 блок: «Моя семья»
Занятия для детей:
- «Моя любимая семья »;
- «Добрая, милая мама»;
- «Я и моё имя»;
- «Семейное увлечение»;
- «Я и папа, бравые солдаты»;
- «Моя мама»;
- «Семейные традиции и реликвии»;
- «Выходной день моей семьи».
2 блок: «Вместе – лучше!»
Совместные занятия детей и родителей:
- Альбом «Моя семья»;
- Создание книги «Имена нашей группы»;
- Создание мини – музея «Увлечения членов моей семьи»;
- Альбом «Профессии наших мам»;
- Выставка семейных реликвий;
- Фотоколлаж «Я и папа, бравые солдаты»
3 блок: «Школа для родителей»
- Групповые консультации родителей:
- Папка передвижка: «День матери»;
- Консультации «Семья и семейные ценности»;
- Анкетирование «Ценности и традиции нашей семьи»;
- Консультация для родителей «Будущий мужчина»;
Подготовительная группа.
1 блок: «Моя семья»
Занятия для детей:
- «Моя семья »;
- «Моя родословная»;
- «Семейные праздники и традиции»;
- «Откуда произошла моя фамилия?»;
- «Герб моей семьи»;
- «Профессии моих родителей»;
- «Моя мама лучшая на свете»
2 блок: «Вместе – лучше!»
Совместные занятия детей и родителей:
- Альбом «Моя семья»;
- Выставка «Папа может…!»
- Мини – проект: «Генеалогическое древо моей семьи»;
- Мини – проект: «Герб моей семьи»;
- Конкурс детско-родительских поделок «Весенние цветы»;
3 блок: «Школа для родителей»
Групповые консультации родителей:
- «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»;
- «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»;
- « Что такое генеалогическое древо?»;
- «Как составить семейный герб». Мастер класс «Семейный герб»;
- «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка»;
- «Отец как воспитатель»;
- «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием».