Телевизор и компьютер — эти могущественные изобретения технического прогресса являются малышу во всей своей соблазнительной прелести в том возрасте, когда он только выбирается из колыбели и делает первые шаги.
А еще — аудиотехника, способная вместо мамы или няни рассказывать сказки и напевать песни.
Какое место внутри этого по-новому обустроенного мира занимает театр? Так ли он сегодня необходим малышу?
В том случае, если мы хотим воспитать из ребенка культурного человека, на этот вопрос нет двух ответов.
Телевизор и даже домашний кинотеатр не смогут заменить малышу театра, как не может магнитофон заменить живую речь. Поэтому употребим наши силы и время на решение другой проблемы: не ЗАЧЕМ ходить с ребенком в театр, а КАК ходить.
В каком возрасте вести малыша в театр первый раз, каждая семья решает для себя самостоятельно. Как правило, дети готовы к посещению спектакля к четырем годам. Но содержание спектакля и его продолжительность должны соответствовать возрасту малыша. Отправляясь с ребенком в театр, надо представлять, что ему предстоит.
Театр — это не просто развлечение. Информация, которую ребенок получает во время спектакля, является не только познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы. Это еще и школа чувств. Ребенок здесь учится переживать, испытывает разные эмоции, учится узнавать о чувствах других людей. А эмоциональное напряжение утомляет иной раз больше физического.
Существует несколько правил, которым нужно следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными.
1. Во время спектакля всегда сидите рядом с ребенком. Ему
необходимо, чтобы вы участвовали о его переживаниях,
разделили бы их с ним.
2. Никогда не ходите с маленьким ребенком на спектакль, о
котором вы не имеете никакой информации. Детские
представления могут оказаться плохими. Малыш погружается в
происходящее на сцене как участник. Но он исподволь
впитывает образцы художественной формы. А ваша задача,
кроме всего прочего, формировать эстетический вкус.
3. Не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего
себя ребенка. Эффект будет нулевой или отрицательный.
4. Покупайте билеты только на хорошие места, откуда ребенку все
будет видно и слышно. Если такой возможности нет, лучше
отказаться на этот раз от похода. Ребенок должен иметь
возможность сосредоточиться на действии. Это и так серьезная
работа. Он не может излишне напрягать органы чувств. Это ведет
к быстрому утомлению и потере внимания.
5. Старайтесь выходить из дому заранее, чтобы не нестись в театр,
как на пожар. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией,
связанной с «культурным мероприятием».
6. Заведите в гардеробе ребенка специальное, «театральное»
платье или костюм. Это подчеркивает особенность выхода и его
«культурную» специфику. Переобуваться в театре — хороший
тон и действие, оправданное с точки зрения гигиены и
комфортного самочувствия ребенка во время спектакля.
7. Решите для себя раз и навсегда проблему еды в театре. Помните,
что посещение театрального буфета — не главная цель вашего
похода. Поэтому не стоит, как только загорит¬ся свет, пулей
вылетать из зала к буфетной стойке. Имеет смысл пользоваться
театральным буфетом, только если нет большой очереди, и вам
не придется выстаивать там до третьего звонка, а потом, давясь
бутербродами, опаздывать на спектакль. Лучше взять эти же
бутерброды из дома и без спешки съесть их за буфетным
столиком, но ни в коем случае не в зрительном зале. Вы же хо-
тите, чтобы ребенок стал культурным зрителем? А умение
определять, что в каком месте можно делать, а что нельзя, —
элемент культуры.
8. Ребенку следует объяснить, что в театре нельзя бегать. По очень
простой причине: можно «растрясти» волшебство сказки, и ни
капельки, ни чуточки в тебе не останется! А ведь со сказками
ребенок получает жизненные силы!
В театре же все устроено так, чтобы можно было очутиться «внутри» сказки. Даже свет там гаснет необычно, медленно — не так, как дома: раз и готово! Почему?
Раньше, когда еще не придумали электричество, везде использовали свечи: и в храмах, и во дворцах, и в театре. Представляете, сколько требовалось свечей, чтобы осветить огромный зал? А перед началом спектакля все свечи надо было потушить. И вот специальные слуги шли от свечки к свечке и накрывали их специальными колпачками — ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому свет в зале гаснул постепенно, постепенно зрительный зал погружался в темноту, и высвеченной оказывалась одна только сцена.
Это можно рассказать ребенку заранее.
А после театра — это последнее правило — нужно как можно скорее добраться домой и дать малышу отдохнуть, поиграть. Полученные впечатления должны уложиться.