Речь это одна из самых важных форм общения человека с окружающим миром. Она помогает понимать друг друга, формирует убеждения и взгляды. Развитие связной речи является одной из главных задач в речевом воспитании детей. Каждый ребенок должен научится грамматически правильно, связно, содержательно и последовательно излагать свои мысли. В связи с тем, что в современном мире живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Количество детей с несформированной связной речью увеличивается. Поэтому развитие связной речи становится актуальной темой в современном обществе.
Одной из нетрадиционных форм решения этой проблемы является театрализованная деятельность, как один из видов детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Театральная игра входит в мир ребенка уже с раннего возраста. Игра для ребенка — это основной вид деятельности. Первые сказки, которые начинают показывать дети, им хорошо знакомы с детства: «Колобок», «Репка» и «Теремок». С помощью героев этих сказок ребёнок учится передавать свои эмоции, переживания, через интонацию и силу голоса.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к играм-драматизациям. Детям нужно рассказывать и читать как можно больше сказок и стихов, интонационно предавая характер героев. Дети могут показывать спектакли для малышей, менять интонацию, использовать диалоговую речь, мимику, жесты. Им очень нравится такая театрализованная деятельность, в которой дети чувствуют себя актёрами. В старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию связной речи, её интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини – сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается также развитие монологической и диалогической речи. Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения.
В семье необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и прочее. Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и так далее. Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, могут оказать помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию детей. Является источником развития чувств, переживаний, открытий ребенка, позволяет формировать навыки поведения.
Таким образом, активное использование театральной игры поможет всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной игры ребенок приобретают новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, монологическую и диалогическую речь, что поможет ему в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.