Развитие самостоятельности, что, прежде всего, включает навыки самообслуживания, очень важно для полноценного интеллектуального и социального роста будущего ученика. Те, кто привык «потребительски» принимать заботу о себе, как должное, чаще всего сталкиваются с проблемами, придя в школу.
Самообслуживание дома. Не спешите утверждать, что ваш ребенок давно сам кушает и одевается. Хотя это уже замечательно. Итак, что должен САМОСТОЯТЕЛЬНО делать будущий первоклассник? Начнем сначала. Еще до наступления долгожданного первого сентября выработайте с ребенком его утренний «ритуал». Помогите ребенку научиться просыпаться и вставать по звонку будильника (думаем, всем известно, что ложиться ребенок должен не позже 21-00). После пробуждения ребенок идет в ванную комнату, где умывается и чистит зубы. Далее – застилает свою постель. После этого, малыш должен одеться и причесаться (помощь родителей в этом процессе должна быть минимальной, например: девочке заплести косички). Конечно, весь этот марафон от подъема до боевой готовности не приносит малышу особой радости, как помочь ребенку довести этот процесс до совершенства? Советуем, специально для этой цели повесить плакат, на котором будут отмечены пять будних дней недели. Когда ребенок с утра САМ проходит ВСЕ этапы марафона – возле определенного дня появляется, например, звездочка. Если малышу удается собрать за неделю пять звездочек, – на выходные его ждет небольшой сюрприз, – любимый журнал, мороженное или катание на роликах в парке. Какое вознаграждение получит ребенок, он может выбрать сам (можно написать предлагаемые варианты на маленьких карточках). Это еще и стимул читать новые слова. И так, неделя за неделей, малыш будет мотивирован, провести утро в самостоятельных сборах в школу, а там уже в силу вступит привычка. Да, можно давать особое вознаграждение, если ребенок вложится в нужное количество времени, только качество сборов не должно пострадать. Таймер на мобильном телефоне поможет малышу не зевать.
Теперь поговорим о самообслуживании в школе. Как ваш ребенок кушает? Может ли он аккуратно пользоваться приборами, не испачкать во время еды одежду и лицо? Привык ли он мыть руки до и после еды без напоминания? А как насчет умения пользоваться салфеткой рта? Итак, работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Кроме сказанного, научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка. Но не делайте ребенку сто замечаний за один прием пищи, просто объясните ему, что от него требуется, и за успехи хвалите или поощряйте (на ваше усмотрение) ребенка. Иногда достаточно при папе, вернувшемся с работы похвалить за успехи малыша, или почитать ему книжку, после того, как он покушал.
Поговорим об одевании. Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, – на молнии, липучках и так далее. А дома можно, играя ставить «рекорды», – засекать время, за сколько ребенок сам оденется или переоденется. Успехи замечайте и хвалите малыша. «Можно выйти в туалет?» Этот вопрос почти каждый ребенок задает когда-то учителю (если, конечно, не может дождаться перемены). Объясните вашему малышу, что в туалет надо ходить на переменах. А теперь поговорим о самообслуживании ребенка в туалете. Все мы, заботливые мамочки, привыкли ухаживать за ребенком и в туалете. Но будет лучше, если за год до школы, вы начнете практиковать для ребенка самообслуживание в туалете. Естественно, первое время будет казаться, что вы бы лучше справились с «заданием», но если у ребенка будет целый год, он сможет научиться ухаживать за собой сам. Объясните ребенку, как правильно за собой поухаживать, как одеться, чтобы остаться аккуратно заправленным и как ОБЯЗАТЕЛЬНО мыть руки после каждого похода в туалет.
Возвращение из школы. Когда ребенок собирает свои вещи после уроков, научите его, как все аккуратно сложить в ранец, как проверить, ничего ли он не забыл. До начала первого класса, иногда играйте дома в игру «Спешу на самолет». Выложите все из ранца ребенка. Пусть он все соберет в него (аккуратность важна) и сам опрятно оденется для выхода на улицу. Если ребенок справится с заданием, к примеру, за предложенные ему три минуты, поднимите его на руки и покружите, – он успел на самолет! Непослушные буквы, примеры и др. Самостоятельность также необходимо развивать в выполнении различных заданий. Ведь «хочу», которое было почти решающим аргументом в жизни ребенка, начинает вытеснять строгое «надо». Чтобы эти перемены не были болезненными для будущего первоклассника, научите ребенка сосредотачиваться и работать над различными заданиями самостоятельно. Причем небольшие поощрения здесь совсем не помешают, – они помогут выработать очень ценную привычку. В школе ребенок уже не будет ждать поощрений, а привычка будет делать свое дело. Начните с того, что давайте ребенку задание (или его часть), которые он должен выполнять без вашего вмешательства, – раскрасить картинку, прописать буквы, решить пример, сделать аппликацию и так далее. Помогите малышу научиться доделывать все до конца и только тогда отдыхать. Хвалите вашего будущего отличника за усердие. Если малыш хорошо работает без вашей помощи, можно давать ему два небольших задания, которые он должен выполнить последовательно. И не бросайтесь из другого конца комнаты поднимать упавший карандаш, – ребенок может сделать это и сам, как и подточить карандаш, убрать все за собой, и много другое.
Просто позвольте детям, наконец, стать самостоятельными.