В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3 лет мы ставим перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а чтобы им было интересно нужна особенная развивающая среда.
Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять. Поэтому детям предлагаются сенсорные игры. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание:
Является основой для интеллектуального развития
Развивает наблюдательность
Позитивно влияет на эстетическое чувство
Является основой для развития воображения
Развивает внимание
Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
Влияет на расширение словарного запаса ребенка
Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Соблюдая последовательность сенсорного воспитания, мы можем видеть формирования в более широкий диапазон деятельности ребёнка.
Это разнообразная деятельность:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Музыкально-художественная
Чтение художественной литературы
Двигательная
Совместная деятельность
Таким образом, мы способствуем овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, учитываем следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения. Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези груз», игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики соей кукле»…
Коммуникативная деятельность :
Игры с мячом в кругу с небольшой группой детей
Игры на развитие мелкой моторики пальчиков с небольшими предметами (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, пробки, колпачки, пуговицы…)
Пальчиковые игры с текстом
Ритмические движения по тексту (песенки, потешки, стишки)
«Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)…
Чтение художественной литературы
Трудовая деятельность
Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате
Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий…
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, грецкие орехи, камешки, песок, листья, семена, крупы….):
«Сравни листочки»,
«Найди красный (желтый, синий) цветок»
«Чьи следы больше?»,
«Покормим птичек»,
«Что выше куст или дерево?»
Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру…)
Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»…
Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары…)
Продуктивная деятельность.
Конструирование:
Игры в крупный и мелкий строительный (пластмассовый, деревянный, мягкий…) конструктор
Игры с конструктором -лего (крупным и мелким)
Игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
Игры с логическими блоками Дьенеша
Игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)
Игры для развития мелкой моторики пальчиков «Собери бусы»
Игры с различными шнуровками…
Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом…
Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами…)
Музыкально-художественная деятельность
Игры на развитие фонематического слуха
Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка…)
Игры с самодельными звучащими предметами
Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо…)
Народная игрушка (неваляшки, свистульки…)…
Двигательная деятельность
Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками…)
Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования подвижные игры, упражнения и игры с мячами, модулями.
Хождение босиком по массажным «Дорожкам здоровья»…
Игра в сухом бассейне с пластмассовыми мячами
Чтение художественной литературы
Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
Книжки из разных материалов
Книжки с музыкальными эффектами
Красочные книжки разных размеров…
Таким образом, происходит объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении. Я уверена, что главная задача сенсорного восприятия, которая решается благодаря комплексному объединению информации от всех видов деятельности, осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи , памяти и воображения.