Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы.
Выполните с ребёнком
такое интересное задание:
Прослушай-те любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времён года» Ви-вальди) или произведения для детей русских и советских классиков: А.Римского-Корсакова, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева.
Проанализируйте с ребёнком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение – так же, как и начи-налось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?
Теперь предложите ребёнку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не бо-ится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глуб-же проникнуть в содержание и настроение музыки.
Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная – совсем дру-гих изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребёнок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.
Развиваем творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности
Предлагаемые игры развивают воображение, выразительность движений, артистизм.
Кто лучше?
Игра развивает воображение и творчество в движениях. Предложите ребёнку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шля-гер либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.
Посоревнуйтесь с ребёнком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.
Обезьянка
Ребёнку предлагают стать обезьянкой или зеркалом и повторять всё, что делает взрослый: он шагает и обезьянка шагает, поднимает руки – и обезьянка тоже.
Игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно – неправильно», «успевает обезьянка или не успевает».
Играющие могут меняться ролями, когда правила игры становятся понятны ре-бёнку. В обезьянку или зеркало превращается взрослый. Смена ролей активизирует творческое воображение ребёнка.
Кто я?
Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно в дороге, на прогулке, дома, в гостях.
Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыплёнка, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребёнок догадался и узнал то, что изображалось.
У зеркала
Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.
- Нахмуриться, как:
а) король
б) ребёнок, у которого отобрали игрушку
в) человек, скрывающий улыбку
- Улыбнуться, как:
а) вежливый японец
б) собака своему хозяину
в) кот на солнце
- Сесть, как:
а) пчела на цветке
б) наказанный Буратино
в) обиженная собака
г) обезьяна, изображающая вас
д) поросёнок на кактусе
е) наездник на лошади
ж) невеста на свадьбе
Игра с платком
Предложите ребёнку любой из имеющихся у вас платков. Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:
а) бабочку
б) лису
в) принцессу
г) волшебника
д) бабушку
е) больного с зубной болью