Один из вопросов, на который мы, воспитатели, обращаем внимание – это знание своего домашнего адреса и умение его назвать.
Но заучить адрес ребенок должен со своими родителями.
На сегодняшний день мы много говорим о безопасности ребенка. О формировании навыков личной безопасности.
Одним из моментов личной безопасности является формирование знаний о себе.
Главным образом ребенок должен усвоить основные понятия не только о себе, но и своих близких. В первую очередь – это: имя, фамилия, домашний адрес и телефон, а также имена родителей.
Задача взрослых – помочь детям осознать важность знаний своего домашнего адреса и по возможности телефон хотя бы одного из родителей.
Одна только мысль о том, что маленький ребенок может потеряться, приводит родителей в ужас. Многим детям с малых лет дают мобильный телефон, чтобы в случае чего иметь возможность связаться. Но телефон – вещь не слишком надежная. Поэтому будет лучше, если вы заранее научите ребенка говорить о себе, поможете ему запомнить свой домашний адрес, хорошо бы и номер телефона.
Если ребенок не может запомнить свой адрес, то он должен хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти его место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
Детям к 5 годам эти сведения нужно просто знать.
Как помочь ребенку запомнить данные сведения?
Что вы можете сделать?
Для начала побеседуйте с ребенком о том, что ему обязательно нужно знать свой домашний адрес. Объясните ему, что это такое, и для чего его нужно запомнить.
В первую очередь познакомьте его с названием улицы, номером дома на адресной табличке, а если ребенок умеет читать, то пусть прочитает название улицы и номер сам.
В свободное от работы время можно прогуляться вместе с ним по своей улице. Обратите внимание ребенка на следующие ее «достопримечательности»:
- Количество жилых домов.
- Есть ли на вашей улице детские сады, школы, магазины.
Во время прогулки можно сделать несколько фотографий тех мест, которые были наиболее интересными и запомнились ребенку.
Чтобы закрепить увиденное, попросите дошколенка нарисовать свою улицу или изобразить ее при помощи конструктора / кубиков.
Возвращаясь домой, обратите внимание сына / дочери на цифры, написанные на дверях квартиры – “это номер нашей квартиры”. Если ребенку тяжело назвать цифру (не знаком с названием двузначных или трехзначных чисел), то озвучьте номер сами.
Если в доме несколько подъездов, безусловно, ребенок должен знать, в каком подъезде находится его квартира и на каком этаже.
Если поднимаетесь на лифте, то обратите внимание дошколенка на кнопку, которую нужно нажать, чтобы добраться до вашего этажа и на цифры, стоящие рядом с кнопкой.
То есть, как вы поняли, специально заучивать, а тем более, “зазубривать” адрес не надо. Процесс запоминания должен быть естественным и интересным ребенку.
Когда вы будете уверены, что ребенок все знает, не забывайте устраивать ему регулярные проверки знаний. Проводить можно в форме игры-экзамена, заранее предупредив об этом. Или неожиданно спрашивайте его в любом месте: в магазине, в машине или где-то еще. Так, вы поймете, сможет ли он сориентироваться в непривычной ситуации и не забыть свой адрес.
В стрессовой обстановке, дети могут повести себя совершенно иначе. Но если ребенок хотя бы знал свой домашний адрес, то у него есть шанс вспомнить его. А если он и не слышал никогда о том, что он проживает на какой-то улице, то и вспоминать будет нечего.
Поэтому учите, напоминайте, вкладывайте в детскую голову все эти знания. И пусть в экстренной ситуации они никогда не пригодятся!