При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.
Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист, стебель. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить одинаковые растения. Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья, рыхлить землю.
Рекомендуется:
-дома рассмотреть комнатные растения, объяснить, почему так называются, для чего люди дома держат комнатные растения,
-обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;
– выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений;
– объяснить, как нужно ухаживать за растениями (поливать, поворачивать к солнцу, смывать пыль с листьев, вытирать листья, опрыскивать, объяснить для чего это нужно;
– провести с ребенком совместную деятельность по уходу за комнатными растениями;
– объяснить ребенку, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль;
Поиграйте с ребенком:
«Послушай и повтори»
Предложить ребенку внимательно прослушать 4 названия комнатных растений и повторить их по памяти: Например: Фиалка, фикус, герань, кактус
«Назови ласково»:
Например: Корень – корешок
стебель, цветок, лист, бутон, лепесток, горшок, кактус.
Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения»:
На окно скорее глянь: (показать обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названья помним! (раскрыть ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевелить опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединить «бутончиком», поднять над головой и раскрыть «цветком»)
Пальчиковая гимнастика «Кактус»:
На окне цветок колючий (показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу (сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше (погрозить пальчиком)
Очень больно колется. (уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках. (Уколоть пальчиком ладошку)
Побеседуйте с ребенком о комнатных растениях:
• Назови одним словом, что это… (растения, цветы);
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными;
• Перечисли растения, которые растут у нас дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять, рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листьев и т. д.)
• Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?