Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок чище и внятнее произносит звуки, которые ещё совсем недавно не мог выговорить.
Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны ещё познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями (он пошёл, потом она сказала, он упал), нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдём в магазин?») и т. п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыплёнок – цыплята, котёнок – котята – котят и т. п. Уровень развития детей даже одного возраста различен. Как быть, если ребёнку с трудом дается произношение таких трудных звуков, как с, ш, ж, р, л? Специалисты считают, что к пяти годам дети должны произносить четко все звуки речи. А ваш ребенок – исключение из этого правила. Как тут быть? Одними замечаниями «говори правильно», «говори вот так» дело не поправить. С таким дошкольником нужно специально заниматься. Лучше всего определить ребёнка в логопедическую группу. Но всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок, имеющий недостатки в произношении звуков, будет делать ошибки при письме. Он может страдать и от своего несходства со сверстниками, ощущать свою неполноценность.
Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого, что); делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – всё это зимняя одежда), сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от ложки чайной, варежки от перчаток).
В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочкой, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у неё светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но, заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», – предложила мама. «О чём загадать?» – спросила девочка. «О чем хочешь». Оля попыталась загадать ответную загадку маме, но это у неё не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют». – «Упругий, резиновый, скачет по полу», – добавила мать.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовёт», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, тёмно-синее, черное).
Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребёнком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает лёгким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.). Правомерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребёнком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания и т. д.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течение 7 – 10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил Колобок? Какую песенку спел?» и т. д. Пересказывание знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали сказку. Расскажи им сам».
Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приёмах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребёнка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.
Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребёнок может освоить под руководством и с участием старших братьев, сестёр, родителей. Разыгрываются сказки и с помощью обыкновенных игрушек, имеющихся у ребёнка. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать. Например, решили разыграть «Репку». Подумайте о персонажах. Если это будут сказки «Теремок», «Колобок», подберите игрушечных зверей.
Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, иллюстрации в книгах, рисунки из старых журналов, детских книг.
Если картинка сюжетная, предложите план рассказа: «Сначала расскажи, как звери попали на поляну, потом о том, что есть на картинке. Посмотри, как звери весело танцуют. Подумай, чем могло закончиться их веселье».