Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей
музыки и возрастных возможностей детей. Наша задача пробудить у малышей желание познать мир музыки.
Какую же роль в период адаптации выполняет музыкальный руководитель?
Его деятельность в этот период не только музыкальная.
В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу.
Первые посещения музыкальны руководитель только наблюдает за детьми, у воспитателей получает сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делает первые попытки сближения, т. е. в зависимости от ситуации может помочь воспитателям покормить детей, переодеть, проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т. д.
Когда дети привыкают к посещениям музыкального руководителя, они лучше идут на контакт.
Созрел момент для первого музыкального занятия.
Это занятие должно быть проведено обязательно в группе, а не в зале, и без использования музыкальных инструментов. Голос – это универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.
В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя,
даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню.
Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно.
Далее могу зайти в группу в течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, сразу начинают подпевать. Но в основном слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание на себя. Но для меня главное – не отвлекаться, я продолжаю петь песенку до конца.
Моя задача в этот период – научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я.
Далее прошу детей помочь спеть для кошки или собачки.
Активизирую процесс подпевания: «Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А как Жучка лаяла?».
Но если ребенок еще не готов это выполнить – не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно «двигают губами»,как бы пробуя: «Смогу ли я?»
Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот – это же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием – просто открывают рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия – открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь.
На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» – пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.
Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить – рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Нерешительным, малоактивным помогаем с воспитателем. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Не спешите их заставлять и получите «приз» – через 3 -4 занятия они сами это выполнят и с удовольствием.
На этапе проведения занятий в группе дети услышат звук бубна, металлофона, колокольчика. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем, пляшем, играем. Дети учатся различать звучание этих, инструментов.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут просто подбежать и обнять.
Значит пора познакомиться с залом.
В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но любопытство берет вверх.
При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал, проходим по его периметру.
На занятии впервые звучат песни с сопровождением, но в основном звучат голоса взрослых – дети увлечены наблюдением за игрой на фортепиано. Не следует им мешать. Это новая ступенька знакомства с музыкой.
Игровая форма проведения занятий становится основной.
Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете. И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или приедем)», в зависимости от ситуации.
Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый — ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками; малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
При такой организации музыкальной деятельности в период адаптации дети чувствуют себя комфортно, не испытывают психологических стрессов.