МБДОУ ЦРР – "Детский сад №179 "Рябинушка"

 Консультация для воспитателей

«Оснащение музыкального уголка в группе»

   Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Как оформить музыкальный уголок?

Инструкция

  1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
  2. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
  3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
  4. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
  5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
  6. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

 

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

 На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это * мягкие игрушки; * мягкие музыкальные игрушки; * куклы – неваляшки, * образные музыкальные “поющие” или “танцующие” игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)

2. Образные пособия — это 1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) 2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала * «Птицы и птенчики», * «Кукла шагает и бегает», * «Угадай на чем играю?», * «Повтори звуки», * «Где мои детки?», * «Что делают дети?», * «Сложи песню по ритмическому рисунку», * «Догадайся кто поет», * «Тише – громче в бубен бей», * «Назови песню по картинке», * «Чудесный мешочек». Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

3. Иллюстрации  пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками (н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.) * всевозможные картинки: * книжки-малютки «Мы поем», * музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, * иллюстрации по теме «Времена года», * иллюстрации из «Музыкального букваря», * иллюстрации музыкальных инструментов, * ноты, * картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, * альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях, * альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», * графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

4. Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) – это * неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.). * альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни

5. Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания: 1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.) – Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой. – Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. – Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д. (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию. 2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.) 3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.) 4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.) 5.

6. Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа): 1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.); 2) шелестящие инструменты: а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д. 6. Технические средства Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

7. Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона. 8. Театры Виды театров: * театр картинок (Фланелеграф) * Пальчиковый театр * Кукольный театр Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • МО АК
  • комитет по образованию Барнаула
  • российское образование
  • единое окно к обр услугам
  • портал обр услуг
  • мин науки и высшего образования РФ
  • профсоюз
  • Рособрнадзор
  • дети онлайн
  • заблокируй вредный контент
  • спас экстрим
  • сетевой край
  • сайт АК
  • портал персональные дети
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • результаты оценки
  • информационные системы
  • официальный сайт барнаула
  • Минпросвещения