МБДОУ ЦРР – "Детский сад №179 "Рябинушка"

«Нужно ли рассказывать детям о войне?»

Вот мы и отметили праздник Победы. В этом году он прошел совсем не так, как мы планировали.

В группе, еще в марте месяце началась подготовка к празднованию годовщины Победы: просматривали небольшие документальные видеофильмы, мультфильмы о ВОВ, беседовали, читали стихи…

К сожалению, наши планы были нарушены современными реалиями жизни.

 

 

А что вы рассказали своим детям об этом празднике?

         По интернету прошли волны репостов сообщений от детских психологов, которые считают, что говорить с дошкольниками о войне рано и поэтому делать этого не нужно, что, малыши  ещё, не готовые к обсуждению темы смерти и войны.

Я очень хочу, чтобы альтернативная профессиональная точка зрения также была. Я считаю, что разговаривать с дошкольниками о войне можно и нужно.

Вот мнение, других психологов. И их доводы обоснованы.

1) Возраст от 3 до 7 лет для ребенка, растущего в экологичных семейных условиях, – время наибольшей безопасности. Это как раз тот период, когда «папа может все что угодно», а мама «самая добрая и красивая». И это лучший период для того, чтобы узнать обо всем, что может вызвать сильную эмоциональную реакцию. Задача родителей – спокойно рассказать, ответить на вопросы, получить эмоциональный отклик, контейнировать эмоции ребенка (помочь с ними справиться). Это возраст, когда в объятиях родителей не страшно ничего! Поэтому неудивительно, что…

2) Именно в дошкольном возрасте у ребенка в голове появляется тема смерти, страха смерти, страха смерти родителей, попытки объять то, что происходит с людьми после смерти. Это естественный процесс, и самым неестественным в этой ситуации будет отложить его обсуждение «на вырост». Страхи возникают как раз тогда, когда с ребенком что-то недостаточно обсудили, а не тогда, когда всё рассказали и ответили на все дополнительные вопросы.

3) Без введения понятия смерти и её необратимости невозможно введение понятий безопасности, смертельной опасности, высшей ценности – жизни и им подобных, а без них процесс воспитания может быть весьма затруднен. Старший дошкольник должен четко понимать, чем «нельзя» отличается от «смертельно опасно».

4) Дошкольный возраст – лучший период для того, чтобы передать ребенку ценностное отношение родителей к важным для них понятиям. Уже в начальной школе источником истины для ребенка станет учитель, а сразу после этого периода – его ровесники и друзья.  И если вы считаете для себя важным донести до ребенка ваше отношение к войне, религии/атеизму, гендерному равенству и другим значимым для вас понятиям, это лучше сделать в дошкольном возрасте.

5) Понятие фашизма и опыт борьбы с ним – отличный мостик к разговору о детях и взрослых с особенностями развития, о недопустимости дискриминации по национальному/расовому признаку, о неприемлемости буллинга тех, кто носит очки/имеет лишний вес/странно себя ведет и т.д. И это всё тоже было бы хорошо обсудить до школы.

Если говорить об этом нужно, то как правильно это делать?

1) Впервые рассказывать ребенку о войне/блокаде должен родитель/родители, а не педагог (потому что именно родитель – значимый взрослый, с которым не страшно и который должен помогать прожить любые эмоции).

2) Говорить об этом надо из состояния эмоционального покоя – когда нет других поводов для волнений и переживаний.

3) Разумеется, не нужно подробно обсуждать с ребенком зверства фашистов, затрагивать «сложные» темы поведения солдат обеих сторон на завоеванных территориях и другие проблемы, не имеющие однозначной трактовки.

5) Ответьте на все дополнительные вопросы и продолжайте на них отвечать, если они будут появляться. Не отмахивайтесь и не переносите их «на потом».

Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями?

Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Почитайте произведения о Великой отечественной Войне:

«Мальчиш – Кибальчиш» А. П. Гайдара,

 «Сын полка» В. Катаева,

«Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л. Кассиля,

«Девочка из города» Воронкова Л.,

«Первая колонна», «Таня Савичева», «Шуба», «Мишка» С. Алексеева, «Мешок овсянки» А. Митяева и др.

Выучите с ребенком стихотворение о героях, героизме, о войне и победе. Например: Е. Благинина «Шинель»,

А. Безыменский «Война»,

Н. Найденова «Пусть будет мир»,

О. Высотская «Салют»,

 М. Карем «Мирная считалка»,

Т. Белозеров «День Победы»,

М. Исаковский «Мы здесь не потому, что дата»,

В. Фетисов «Памятник славы»,

В. Берестов «Мир», Н.

Томилина «День Победы».

Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы,посвященные военной тематике: «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Солдатская сказка», «Партизанская снегурочка».

Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.

Расскажите о ваших воевавших предках, рассказы очевидцев производят совсем другое впечатление.

Подготовила воспитатель Малютина И.О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • портал обр услуг
  • информационные системы
  • МО АК
  • спас экстрим
  • российское образование
  • официальный сайт барнаула
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • портал персональные дети
  • заблокируй вредный контент
  • комитет по образованию Барнаула
  • сетевой край
  • результаты оценки
  • мин науки и высшего образования РФ
  • сайт АК
  • Рособрнадзор
  • единое окно к обр услугам
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • Минпросвещения