МБДОУ – "Детский сад №179"

Консультация для родителей «Готовность детей к школе»

Так что же такое «готовность к школе» в общем понимании?

Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум – это обучение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все. Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. И чем раньше вы начнете развивать в ребенке различные навыки, учить его самостоятельности, тем легче ему в будущем будет учиться в школе. Поэтому от вас, родителей, многое зависит. Но в этом вопросе главное и не переусердствовать. Ведь нервная система, да и физическая тоже, недоста-точно крепкие. Если ваш ребенок начнет переутомляться, то это серьезно ударит по его иммунной системе. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:

Эмоционально-волевая зрелость:

~ уровень развития произвольности;

~ учебная мотивация;

~ тревожность.

Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):

~ мышление;

~ восприятие (зрительное, слуховое);

~ память (зрительная, слуховая, произвольная);

~ речь;

~ воображение.

 

Социальная готовность:

~ социальная компетентность;

~ коммуникативные навыки.

Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).

Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.

Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.

Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.

Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к «натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшем обучение, которое, вероятно, тяжелой ношей для неподготовленного ума.

Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный вопрос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и грамотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситуаций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха.

 

Для этого родителям необходимо:

~ развивать в ребенке способность слушать;

~ учить пониманию прочитанного;

~ развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

~ решать с ним простые задачи;

~ вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.

 

Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

~ слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

~ осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

~ оценивать свою работу;

~ владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;

~ сравнивать самые простые предметы.

 

Что должен уметь ребенок к 7 годам.

Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать.

Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, – но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

 

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

~ Основные цвета;

~ Дни недели;

~ Месяцы;

~ Времена года;

~ Понятия «право – лево»;

~ Основные профессии;

~ Домашних и основные виды диких животных;

~ Детенышей животных;

~ Знать зимующих и перелетных птиц;

~ Виды транспорта;

~ Уметь ориентироваться на бумаге;

~ Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

~ Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.

 

Что должен знать ребенок по математике.

По математике ребенок должен знать:

~ Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

~ Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

~ Знать понятия «больше – меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий»;

~ Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

~ Уметь соотносить цифру и число предметов;

~ Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

 

Память, мышление, внимание и речь.

Ребенок должен уметь:

~ Пересказывать простое услышанное произведение;

~ Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

~ Знать стихотворения;

~ Сочинять сказки;

~ Отвечать на поставленные вопросы;

~ Делать какое-либо задание по образцу;

~ Уметь описывать картинку по памяти;

~ Запоминать до 10 увиденных картинок;

~ Заканчивать предложения;

~ Находить лишнюю картинку или слово;

~ Уметь отгадывать загадки;

~ Группировать предметы по признаку.

 

Что ребенок должен знать по чтению.

При подготовке к школе ребенок должен знать:

~ Буквы;

~ Уметь соотносить звук с буквой;

~ Вычленять звуки из слова;

~ Подбирать слова на заданный звук или букву;

~ Читать слова и простые предложения (по слогам);

~ Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

 

Навыки письма.

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

~ Обводить картинки по контуру

~ Обводить печатные буквы по контору

~ Правильно держать ручку в руке

~ Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

 

Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:

1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2) Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3) Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

5) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9) Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Минпросвещения
  • результаты оценки
  • заблокируй вредный контент
  • российское образование
  • комитет по образованию Барнаула
  • портал персональные дети
  • спас экстрим
  • информационные системы
  • профсоюз
  • сайт АК
  • единое окно к обр услугам
  • дети онлайн
  • сетевой край
  • мин науки и высшего образования РФ
  • МО АК
  • Рособрнадзор
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • портал обр услуг
  • официальный сайт барнаула