“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Е. Симонов
Тема. «Родной свой край люби и знай»
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В. Путин)
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Барнаул.
- Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
- Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
- Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
- Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
- Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
- Познакомить с культурой и традициями города.
- Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
- Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.
Физическое развитие.
- Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
- Воспитывать чувства гордости за алтайских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
- дети
- воспитатели
- родители
Сроки реализации
Сентябрь 2015 – май 2016гг.
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
- Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
- Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии по городу.
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города.
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Барнаул – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Алтайский край!», «Красная книга Алтайского края», «Барнаульцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»
- Посещение музея.
Продуктивная деятельность
- Роспись Алтайского края
- Народное творчество Алтая
- Лепка «Животные и птицы»
- Создание папки рисунков «Барнаул — глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
- Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по Барнаулу» («Барнаул театральный», «Музеи города», «Барнаул промышленный», «Их имена прославили город», Барнаул спортивный»).
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Барнаула»
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством детских писателей Барнаула (библиотека)
- Разучивание стихов, песен об Алтайском крае, г. Барнауле.
Музыка
- занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
- Информация для родителей «История родного города», и т.д.
3 этап. Завершающий
1). Презентационно — завершающий
- Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
- Открытое занятие “Моя Родина – Алтайский край”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Литература:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», — С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.