МБДОУ ЦРР – "Детский сад №179 "Рябинушка"

Воспитатель Щербинина Анна Александровна

Образование: среднее — профессиональное

Барнаульский  педагогический колледж , 2007 год.

Специальность: воспитатель детей  дошкольного возраста

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2015 год. Тема «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми на этапе завершения дошкольного образования»(удостоверение)

Педагогический стаж – 11 лет

Тема самообразования: «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций»

Профессиональные достижения:

Авторская  программа «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций».

1.Пояснительная записка

Семья это – первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Под уважительным отношением старших дошкольников  к семейным традициям мы будем понимать  направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольных организаций ставят перед нами задачи, условия для их реализации и направления развития личности дошкольника. Одним из таких направлений является социально-коммуникативное, именно в нём реализуется приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

1.1. Цель данной рабочей программы – воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства, через приобщение детей к семейным традициям и ценностям..

 1.2.Задачи программы:

  • Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношение к семейным традициям,
  • Пробудить интерес к изучению семейных традиций;
  • Создать благоприятные условия для воспитания чувства ответственности и гордости за свою семью.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
   

1.3.Принципы и подходы к организации образовательного процесса.

Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:

  • организации комплексной образовательной деятельности по изучению семейных традиций ;
  • образовательного сотрудничества детей и взрослых;
  • создание образовательной среды, способствующей социально-личностному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

При работе  учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, склонности и интересы, запросы, рекомендации примерной Программы, реализуемой в ДОУ.

Этапы реализации:

1 этап – организационно – диагностический (октябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкета для родителей разработала Щербинина А.А –воспитатель. Тест для детей «Рисунок семьи» – Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей» – книга для родителей и воспитателей.

На первом этапе был разработан паспорт программы, определились его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации программы участниками стали воспитанники группы №8, родители и воспитатель. Было  определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап – формирующий (ноябрь-март).

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самой программы, в рамках которого идёт работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми были проведены занятия по программе, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме программы, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап – обобщающий (май).

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя, открытое занятия «Семейные праздники и традиции». Были организованы  выставки творческих работ детей.

Предполагаемые результаты

  • Оформление в группе: Фото выставки «Самый лучший рецепт семьи», выставки «Семейные реликвии»;
  • Составление календарно-тематического плана работы.

Разработка планов-конспектов занятий по теме «Моя семья», «Наши имена», «Моя  родословная», «Откуда произошла моя фамилия», «Герб моей семьи», «Моя мама лучшая на свете».

  • (викторины; игры-путешествия).
  • Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством организации центров: наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин.

 

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

– У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;

– У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;

– Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;

– Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по теме «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций» целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:

1 блок: «Моя семья»

Занятия для детей:

  • «Моя семья »;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи».

.       «Профессии моих родителей»

.       «Моя мама лучшая на свете»

2 блок: «Вместе – лучше!»

Совместные занятия детей и родителей:

.       Альбом «Моя семья»

  • «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)
  • Мини – проект: «Генеалогическое древо моей семьи».
  • Мини – проект: «Герб моей семьи»

.       Конкурс детско-родительских поделок

«Весенние цветы»

.       Создание книги «Имена нашей группы»

3 блок: «Школа для родителей»

Групповые консультации родителей:

  • «В каждой семье свои традиции»;
  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

.       «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

.        « Что такое генеалогическое древо?»

.       «Как составить семейный герб». Мастер класс «Семейный герб»

 

.       «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности

ребёнка»

.        «Отец как воспитатель»

.      «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием»