МБДОУ ЦРР – "Детский сад №179 "Рябинушка"

Щербинина Анна Александровна

Образование: среднее – профессиональное

Барнаульский педагогический колледж, 2007 год

Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста

Педагогический стаж: 18 лет

Тема самообразования: «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций»

 

 

 

Авторская программа

«Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций»

  1. Пояснительная записка

 

Семья это – первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Под уважительным отношением старших дошкольников  к семейным традициям мы будем понимать  направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольных организаций ставят перед нами задачи, условия для их реализации и направления развития личности дошкольника. Одним из таких направлений является социально-коммуникативное, именно в нём реализуется приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

1.1. Цель данной рабочей программы – воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства, через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

 1.2.Задачи программы.

  • Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношение к семейным традициям,
  • Пробудить интерес к изучению семейных традиций;
  • Создать благоприятные условия для воспитания чувства ответственности и гордости за свою семью.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

1.3.Принципы и подходы к организации образовательного процесса.

Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:

  • организации комплексной образовательной деятельности по изучению семейных традиций;
  • образовательного сотрудничества детей и взрослых;
  • создание образовательной среды, способствующей социально-личностному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

При работе  учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, склонности и интересы, запросы, рекомендации примерной Программы, реализуемой в ДОУ.

1.4 Методы и приемы.

 

  • информационно – рецептивный метод,
  • словесный метод,
  • наглядный метод,
  • практический метод,
  • игровой метод.

 

1.5 Структура Программы.

 

Программа разработана на 2 года по возрастным группам:

– 5-6 лет – старшая группа;

– 6 – 7 лет – подготовительная группа.

1.6  Этапы реализации.

1 этап – организационно – диагностический (октябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе был разработан паспорт программы, определились его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации программы участниками стали воспитанники группы №8, родители и воспитатель. Было  определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап – формирующий (ноябрь-март).

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самой программы, в рамках которого идёт работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми были проведены занятия по программе, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме программы, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап – обобщающий (май).

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя, открытое занятия. Организация   выставки творческих работ детей.

1.7 Предполагаемые результаты.

1  год:

Разработка планов-конспектов занятий по теме «Моя любимая  семья», «Добрая, милая мама», «Я и моё имя», «Семейное увлечение», «Я и папа, бравые солдаты», «Моя мама», «Семейные традиции и реликвии», «Выходной день моей семьи».

  • (викторины; игры-путешествия).
  • Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством организации центров: наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин.

 После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

–  Дети приобретут знания о семейных традициях, и праздниках;

–  Научатся чтить и хранить свои семейные традиции;

–  Дети узнают, откуда произошли их имена;

–  Укрепят внутри семейные связи;

–  У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;

2 год.

Разработка планов-конспектов занятий по теме «Моя семья», «Наши имена», «Моя  родословная», «Откуда произошла моя фамилия», «Герб моей семьи», «Моя мама лучшая на свете».

  • (викторины; игры-путешествия).
  • Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредством организации центров: наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин.

 После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

– У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;

– У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;

–Продолжать использовать «метод поиска»;

– Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;

– Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.

Родители:

Установление доверительных и партнерских отношений, повышение педагогической культуры и активности участия родителей в мероприятиях детского сада.

Раскрытие творческих талантов детей и их родителей.

1.8 Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по теме «Приобщение детей к социокультурным нормам через становление и развитие семейных традиций» целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:

Старшая группа.

1 блок: «Моя семья»

Занятия для детей:

  • «Моя любимая семья »;
  • «Добрая, милая мама»;
  • «Я и моё имя»;
  • «Семейное увлечение»;
  • «Я и папа, бравые солдаты»;
  • «Моя мама»;
  • «Семейные традиции и реликвии»;
  • «Выходной день моей семьи».

2 блок: «Вместе – лучше!»

Совместные занятия детей и родителей:

  • Альбом «Моя семья»;
  • Создание книги «Имена нашей группы»;
  • Создание мини – музея «Увлечения членов моей семьи»;
  • Альбом «Профессии наших мам»;
  • Выставка семейных реликвий;
  • Фотоколлаж «Я и папа, бравые солдаты»

3 блок: «Школа для родителей»

  • Групповые консультации родителей:
  • Папка передвижка: «День матери»;
  • Консультации «Семья и семейные ценности»;
  • Анкетирование «Ценности и традиции нашей семьи»;
  • Консультация для родителей «Будущий мужчина»;

Подготовительная группа.

1 блок: «Моя семья»

Занятия для детей:

  • «Моя семья »;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи»;
  • «Профессии моих родителей»;
  • «Моя мама лучшая на свете»

2 блок: «Вместе – лучше!»

Совместные занятия детей и родителей:

  • Альбом «Моя семья»;
  • Выставка «Папа может…!»
  • Мини – проект: «Генеалогическое древо моей семьи»;
  • Мини – проект: «Герб моей семьи»;
  • Конкурс детско-родительских поделок «Весенние цветы»;

3 блок: «Школа для родителей»

Групповые консультации родителей:

  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»;
  • «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»;
  • « Что такое генеалогическое древо?»;
  • «Как составить семейный герб». Мастер класс «Семейный герб»;
  • «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка»;
  • «Отец как воспитатель»;
  • «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием».

 

курсы повышения квалификации

Автономная некоммерческая образовательная  организация ДПО «Дом учителя» по теме «Современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста», 2018 г.

КГБУ ДПО «Алтайский институт развития имени  А. М. Топорова»  по теме «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной практике» 2021 г.

АНО ДПО «СИБ» по программе «По оказанию первой помощи  в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 313 – ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2020 г.

награды

профессиональные достижения

достижения воспитанников

отзывы родителей

.публикации
.

Публикация на сайте городского – педагогического центра «Потенциал» по теме «Развитие речи у дошкольников в конкурсной деятельности», 2022 г.
Публикация в Международном сетевом издании «Солнечный свет» по теме «Дети – волонтёры», 2023г.

  • российское образование
  • портал обр услуг
  • комитет по образованию Барнаула
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • спас экстрим
  • информационные системы
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • мин науки и высшего образования РФ
  • портал персональные дети
  • МО АК
  • сетевой край
  • Рособрнадзор
  • официальный сайт барнаула
  • сайт АК
  • заблокируй вредный контент
  • единое окно к обр услугам
  • результаты оценки
  • Минпросвещения