МБДОУ ЦРР – "Детский сад №179 "Рябинушка"

Воспитатель Коростелева Любовь Сергеевна

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка – 

«Детский сад  №179 «Рябинушка» Ленинского района г. Барнаула

Коростелевой Любови Сергеевны.

Время, в которое мы живем – стремительно меняется. Человеку приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм. Детство современного ребенка наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Ребенок 21 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы. Математические знания становятся неотъемлемой частью жизни  нашего общества, а следовательно развитие математических способностей обязательно для всех детей в независимости от того насколько высок их потенциальный уровень. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Исходя из этого, коллектив нашего детского сада ставит перед собой такие задачи:

– создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, речь идет о создании условий позволяющих развивать все виды способностей ребенка, в том числе и его математические способности.

– осуществление комплексного подхода в формировании индивидуального здоровья ребенка в условиях детского сада, через систему здлоровьесберегающих технологий.

– развитие интеллектуальных способностей столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода задач.

Для решения поставленных задач, я начала работу по теме «Формирование элементарных математических представлений через игру», и поставила перед собой такие задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  3. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  5. Увеличение объёма внимания и памяти.
  6. формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
  7. Сохранение и укрепление здоровья через здоровьесберегающее технологии (оздоровительные минутки, психогимнастики, гимнастика для глаз).

Всю работу с детьми в данном направлении стараюсь проводить в занимательной игровой форме, что ни утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяю также самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Мои цели и задачи тесно переплетаются с целями и задачами микрорайона и города. В последние годы преследуется главная цель:  вырастить новое поколение людей, умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения, прекрасно разбирающихся в современных технологиях.

Детский сад реализует программы «Здоровье» В. Г. Алямовской, Программу «От рождения до школы» М. А. Васильевой. Кроме того я использую прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста математике таких деятелей как Я. А.Каменский, М Монтессори, А. А. Столяр, Л. А. Венгер, Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и др.

Преступая к решению поставленных задач, я изучила методическую литературу З. А. Михайловской, В. В. Даниловой, Г. Д. Рихтерман, познакомилась с практическими разработками А. Давидчук, Е. Соловьевой, В. Г. Гоголевой, Е. В. Колесниковой и В. Н. Новиковой. Руководствуясь индивидуально – личностным подходом, я начала свою работу с наблюдения и среза знаний детей своей группы, которую проводила с помощью наблюдений, бесед, временных срезов знаний. На начало года срез знаний показал, что у детей:

– не достаточно развиты умения сравнивать и классифицировать предметы по форме, цвету и величине;

– не сформированы элементарные знания о количественных представлениях;

– низкий уровень пространственных и временных представлений;

– не развиты мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация).

Срез знаний провожу два раза в год, используя методику и диагностическую карту, разработанную В. П. Новиковой. Срез знаний проводится в форме индивидуальной беседы с целью изучения уровня сформированности элементарных математических представлений. Для дальнейшей оценки эффективности своей работы и понимания того, что именно необходимо изменить в работе, если это требуется. Результаты среза знаний заношу в общую диагностическую карту, а затем вывожу средний показатель по группе.

Учитывая эти данные, мной составлен перспективный план. Перспективный план рассчитан на три года (старшая, средняя и подготовительная группы). В плане отражены темы занятий, программные задачи, а также методы и приемы закрепления в практической деятельности по всем разделам математики. Работа расписана по месяцам. Такой перспективный план облегчает планирование моей деятельности и деятельности детей в предварительной работе, работе по закреплению изученного материала, а также совместную, занятийную и самостоятельную деятельность детей и воспитателя.Но начав работу по планированию и проектированию я поняла, что не достаточно хорошо владею проектным методом, поэтому в дальнейшей работе буду стремиться к совершенствованию в овладении этим методом работы

Для достижения хороших результатов, в работе с детьми я использую различные методы и приемы. Вся работа проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей. Именно возрастные особенности дошкольников заставили меня обратиться к игре как к основному методу формирования элементарных математических представлений. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активирует психические процессы (внимание, мышление, воображение), вызывает интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчает процесс усвоения знаний. Я стараюсь подбирать игры, в которых используются новейшие методические технологии (моделирование, ТРИЗ, аналогии, наглядные заместители, звуковая символика, постановка проблемных задач, экспериментирование). Для успешного обучения математике посредством дидактических игр, игровых упражнений, применяю как предметы, окружающие детей, так и модели изучаемого  материала. Мною подобраны, изготовлены и систематизированы дидактические игры, игровые упражнения, занимательные задания. В группе установлена такая традиция, как «Игра на прокат». Дети по очереди в пятницу берут домой на выходные по одной игре «математической игротеки», а в понедельник ее возвращают. В выходные дни у детей появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила игры, тем самым закрепив математические представления и умения. Чтобы сохранить у детей желание заниматься, я ввела сказочного персонажа – Степашку. Занятия математикой я условно объединила сюжетной линией, состоящей в использовании Степашки на протяжении всех занятий, игр. От его имени я организую занятия, предлагаю сюжет, оцениваю действия, результаты, устанавливаю взаимосвязь между занятиями. Ребята с удовольствием играют со Степашкой, помогают ему, тем самым, незаметно для себя, осваивают математические знания. Стараюсь закреплять математические знания не только на занятиях, но и в других видах деятельности. В ходе проведения режимных моментов обращаю внимание детей на то, сколько пуговиц у них на рубашках, какого цвета платье, какой шарф шире, длиннее, где правая варежка и так далее. Ответы на такие не сложные и интересные вопросы позволяют детям легко ориентироваться и упражняться в счете, в цветовых оттенках, придают уверенность в своих силах, знаниях.

Провожу в группе математические праздники и развлечения, которые строятся на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно – развлекательного материала: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты. Главное – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживают на празднике эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Также я практикую «Дни открытых дверей в игротеке», на которые приглашаю родителей. Им представляется возможность принять участие в играх в роли равноправных партнеров, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно – игрового общения с ними. Чтобы поддерживать у детей интерес к математике, обогащать их математические представления, я использую в различных ситуациях художественное слово. Считалки, стихи, загадки делают мою работу с детьми более разнообразной, позволяют подвести детей к размышлению, направляют поисковую деятельность, наталкивает на сравнения. Разнообразие используемых наглядных и практических методов и приемов помогает мне в решении поставленных задач, а дети быстрее и с большим желанием усваивают полученные знания. Чтобы организовать взаимодействие детей в различных видах деятельности, я использую различные приемы, коммуникативные игры, благодаря которым, дети доброжелательно относятся друг к другу, например в начале занятия дети встают в круг, держась за руки, улыбаются соседу, называют его ласковым словом или ласково по имени. Для создания психологического комфорта в группе существуют определенные правила, которые должны соблюдаться всеми детьми. На первых порах это были правила безопасности и охраны здоровья, затем совместно с детьми разрабатываются правила для игр (кто играет, как долго играет, самостоятельно или с воспитателем, кто убирает после игры). Предметно – развивающая среда организована так, что в свободное время каждый ребенок может найти себе занятие по интересу: в центре воды и песка, в центре занимательной математики, изодеятельности, книжном уголке или уголке краеведения. Для снятия психоэмоционального напряжения в группе функционирует психологический уголок, где ребенок может побыть один или с другом. Также в группе есть палатки – домики, где дети играют минигруппами.

Как известно, процесс познания форм, величин, количественных отношений, пространственных представлений детьми дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной, повседневной обстановке. Поэтому для стимулирования своих воспитанников к умственной деятельности я создала и оформила в группе специальный центр – математический уголок «Степашкины загадки», в котором собран весь занимательный материал по математике. Это необходимый ассортимент дидактических и развивающих игр, учебно – игровых пособий, которые располагаются на стене, на детском столе, на полу и доступны для восприятия их детьми и использования. Для развития сенсорных  и пространственных представлений у детей в центре представлены напольный и настольный плоскостные конструкторы, пластмассовые конструкторы с деталями различных размеров, палочки, брусочки, мозаики, обручи (для сравнения по ширине), скакалки (сравнение по длине), пирамидки (сравнение по высоте, закрепление цвета), мячи и т. д.

Занимаясь и играя со своими воспитанниками, я не перестаю  удивляться их догадкам, сообразительности, поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества. Знаю, что дети в особенности нуждаются в поощрении малейших проявлений успеха, испытывают потребность в постоянном подбадривании и похвале. Помня это, я не сравниваю результаты одного ребенка с более успешной деятельностью других. Я стремлюсь к тому, чтобы дети получали удовольствие от процесса познания, свободно делились своими радостями и огорчениями, понимали, что они всегда  получат от меня поддержку и внимание. Чтобы показать успешность каждого ребенка использую наклейки на дверцы кабинок, где каждая наклейка соответствует хорошему, доброму делу, совершенному в течение дня. Этот метод пользуется большим успехом у родителей.

Стараюсь, чтобы математические знания, которые я даю детям, закреплялись в домашней обстановке. Поэтому особое внимание я уделяю работе с родителями. Чтобы выяснить отношение родителей к математике, уровень их занятий с детьми, провожу анкетирование, по результатам которого составляю план работы с родителями. В общении с ними я использую разнообразные формы просветительской работы: провожу различные консультации; индивидуальные беседы; беседы за «круглым столом», дни «открытых дверей», развлечения совместно с детьми; оформляю ширмы и папки передвижки.

Делюсь с родителями положительными результатами их детей на занятиях, даю советы по оформлению развивающей среды дома. Привлекаю родителей для пополнения группы недостающими математическими материалами. Родители проявляют искреннюю заинтересованность работой по формированию математических представлений у детей и с удовольствием посещают все мероприятия.

За последний период мне удалось пересмотреть составленный ране перспективный план, для более эффективной работы с детьми, систематизировать свою работу по развитию элементарных математических представлений, на основе обновленного перспективного плана, разработать срез знаний детей на основе авторской диагностики, оптимально организовать предметно – развивающую среду. Я старюсь активно участвовать не только в жизни группы, но и в деятельности детского сада. Участвую в педагогических советах, методических часах, реализую рекомендации по организации и обогащению предметно – развивающей среды, учитываю пожелания узких специалистов.

Вследствие такой комплексной работы стало ясно, что система игр и занятий приносит положительные результаты. Систематическое участие в решении умственных задач стимулировало познавательные интересы детей, изменяло их отношение к игровым заданиям. Деятельность детей стала более осознанной, дети стали способны принять поставленную мною цель, получить результат, соответствующий принятой цели. Дети проявляют высокую познавательную активность исследуя предметы, их свойства, качества, пользуются разнообразными обследовательскими методами, умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составлять целое из частей; осваивают счет.

Родители также замечают положительные изменения в развитии детей. Занятия по развитию элементарных математических представлений порождают у детей любознательность, развивают память, внимание, логическое мышление, а значит, создают основу для успешного обучения в школе, а для большинства родителей именно обучение стоит на первом месте. Таким образом, родители остаются довольны моей работой, понимают значимость этого направления в развитии детей.

Но моя работа не была бы столь эффективной без плодотворного сотрудничества с другими специалистами (психологом, воспитателем Изостудии и другими). Я тесно сотрудничаю с ними, получаю рекомендации по решению проблем, консультируюсь, организую совместные встречи с родителями. Охотно делюсь своими знаниями и  с коллегами – воспитателями. Разработала для них консультации («Как организовать центр занимательной математики», «Оснащение центра математики» и т. д.) провожу открытые занятия. Стараюсь перенять их положительный опыт в решении проблем математического развития детей.

Стараюсь повысить свой профессиональный уровень, посещая и участвуя в семинарах – практикумах и педагогических советах на базе детского сада. Прохожу курсы повышения квалификации.

Результатом собственного саморазвития считаю освоение новых педагогических технологий и включений их в практическую деятельность.

В дальнейшем планирую продолжить работу по этой теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *